Тамбов
Информационный сайт портал Тамбовской области
г. Тамбов и Тамбовская область
Коневодство
Город Тамбов
Тамбовская область
Работа
Места отдыха
Магазины
Достопримечательности
Исторический экскурс
Природные ресурсы
Тамбовский лес
Сельское хозяйство
Новости
Погода
Контакты
 
 

   
Добавить информацию

История коневодства на Тамбовщине

Торговля лошадьми исстари являлась одним из основных источников прибыли дворян и купцов Тамбовской губернии. В конце 18 – начале 19 столетия здесь насчитывалось 214 частных конезаводов. Вне конкуренции были заводы графов Воронцовых-Дашковых и Строгановых, князей Голицыных, знатных дворян Воейковых, Нарышкиных и Чичериных. Воейковы и Воронцовы были основателями известных Новотомниковского и Лавровского конных заводов.

Конные заводы организовывало и купечество – заводские конюшни были у братьев-миллионеров Асеевых, у обосновавшегося в губернии уральского золотопромышленника Башмакова. В то время быть владельцем собственного конезавода было весьма престижно. По числу племенных рысаков Тамбовская губерния превосходила даже родину известной во всем мире орловской породы лошадей – Воронежскую губернию.

Тамбовская губерния столетие назад занимала первое место по количеству имеющихся конных заводов, причем они были одними из лучших в России.

Губернские власти и крупные заводчики лошадей считали, что ипподромные испытания имеют большое значение для государства, поскольку они обещали принести существенную прибыль и всячески стимулировали беговые испытания элитных рысаков на резвость и неутомимость. Граф Алексей Орлов разработал новый метод испытания лошадей на выносливость и резвость, которая позволяла из большого количества животных отобрать лучших представителей.

С течением времени вместо скачек на пари-заклады стали проводится регулярные призовые испытания. Тамбовская губерния начала активно участвовать в международных конных торгах. За один лишь 1897 год за рубеж было продано 61580 лошадей. 10% вывезенных за границу лошадей были из Тамбовских конных заводов.

Важнейшие испытания лошадей и торги в Тамбовской губернии проводились во время конных ярмарок в Тамбове. До 1917 года эти ярмарки проходили дважды в год – в июне и октябре на Ярмарочной площади, которая находилась недалеко от конюшен. Покупатели на ярмарки приезжали из Персии, Турции, Европы. Молодых лошадей, родившихся от знаменитого жеребца-производителя, продавали оптом. Притом продавались не только элитные животные, но и нечистокровные лошади – на мясо. В те времена килограмм конины по стоимости был равен килограмму сливочного масла. Да и в наше время качественная конина ценится высоко. Конину добавляют в различные деликатесные сорта колбасы.

В 1843 году по распоряжению императора Павла I в Тамбове была построена земская племенная конюшня, в дальнейшем преобразованная в государственный завод. Это было продолжением реорганизации государственного коннозаводства, которая началась в середине 19 века. В России до 1833 года насчитывалось приблизительно 1400 частных конных заводов и около 10 армейских ремонтных заводов, на которых работали над улучшением лошадиных пород для государевой армии. В апреле 1843 года был учрежден Государственный департамент коннозаводства, которым с 1881 года руководил граф И.И.Воронцов-Дашков, хозяин одного из крупнейших в России конезаводов, который находился в его поместье Новотомниково в Тамбовской губернии. Благодаря его работе, количество ипподромов в России возросло до 59, четыре были расположены в Тамбовской губернии. К 1905 году на ипподромах было испытано 29 тысяч лошадей.

И эти результаты не были случайными. Большое значение придавалось работе на местах. В Тамбовской губернии, например, улучшением кавалерийских, ремонтных и упряжных пород лошадей занималась особая комиссия под руководством вице-губернатора Замятина.

По указу столичных властей в Германии и Англии для тамбовской земской конюшни было закуплено 180 элитных жеребцов-производителей. В настоящее время в области их не больше тридцати. Завозили в губернию и широко известных орловских рысаков из конюшен графа Орлова-Чесменского. Первое время работу по улучшению пород лошадей проводили лишь помещики-коневладельцы. В дальнейшем эта возможность была предоставлена богатым сановникам и купцам. Лошади от чистокровных производителей в скором времени заменили на дорожках ипподрома беспородных животных. Жеребец по кличке Лебедь Лавровского конного завода Тамбовской губернии стал первым Российским рысаком-чемпионом, победившим в бегах на ипподроме Московского бегового общества. Его владельцы в результате этих выступлений получили призовую сумму в размере миллиона рублей. Лебедь стал основателем передовой линии орловской породы.

В 1904 году на конезаводе Афанасьева, который находился неподалеку от Ржаксы, родился самый резвый рысак Европы – жеребец по кличке Крепыш. В период с 1907 по 1912 год он установил 13 рекордов на московских и петербуржских ипподромах. Длительное время ему не было равных, затем он уступил первенство американскому рысаку по кличке Дженераль Эйч. Рысаки Тамбовской губернии на европейских ипподромах ставили рекорды до 1889 года. Последним тамбовским рысаком-рекордсменом в дореволюционный период стал жеребец Злой Гений, появившийся на свет на конном заводе Н.В.Лежнева в 1914 году.

Широкую известность в то время получил Новотомниковский конный завод, владельцем которого был граф И.И.Воронцов-Дашков. В 1882 году он стал главным управляющим государственного коннозаводства, тем самым, начав новую эру в призовых бегах. Именно таким образом была отмечена его 16-летняя работа на этой должности во врученном графу приветственном адресе, который подписали более двадцати знаменитых российских коннозаводчиков. Но все же в те времена призовые суммы на скачках и бегах на российских ипподромах были не слишком велики. При графе Воронцове-Дашкове они возросли в десятки и сотни раз. Кроме того, увеличилась стоимость лошадей на частных конных заводах.

Благодаря возросшим призовым суммам, в Российскую империю из Америки стали прибывать предприимчивые владельцы рысаков. Они сильно уступали орловским в экстерьере, но были значительно резвее и стали завоевывать все призы. В числе первых в Россию приехали со своими рысаками отец и сыновья Кейтоны. Заведя собственную конюшню и начав изготавливать новейшие легкие двухколесные коляски, они стали брать практически все призы на ипподромах Санкт-Петербурга и Москвы. Российские коннозаводчики начали впадать в панику. Они даже стали требовать запрета на выступления американских рысаков в России. Улеглись страсти благодаря главному управляющему государственного коннозаводства И.И.Воронцову-Дашкову. Он разделил призы на две категории – закрытые призы разыгрывались между владельцами орловских рысаков. Однако, сам Воронцов-Дашков предпочитал американских рысаков, считая призовой столб единственным мерилом качества лошади. Граф проводил интенсивную работу по распространению в России американских рысаков и их скрещиванию с элитными орловскими лошадями. Первые американские рысаки на тамбовском ипподроме появились перед Первой Мировой войной. Их запрягали в современные и легкие двухколесные коляски. В тот же период члены бегового общества организовали тотализатор, принимающий ставки и выплачивающий выигрыши на скачках и бегах. На Тамбовском дерби победители могли выиграть 10-15 тысяч рублей. Тогда же был утвержден возраст для начала испытания лошадей – 3 года и основная дистанция – 1600 метров. Старинный тотализатор был уничтожен пожаром вместе с деревянными трибунами ипподрома. В 1914 году на тамбовском губернском ипподроме состоялись последние большие скачки помещичьих рысаков. Первый приз достался кобыле Купле братьев Афанасьевых.

Летом 1918 года Председателем Совнаркома В.И.Лениным был подписан Декрет о национализации частных конных заводов, чистокровных лошадей и ипподромов. Коневодство было объявлено Советским Правительством делом государственной важности. За годы Первой Мировой и Гражданской войн лошадей погибло практически столько же, сколько и людей. Постоянная экспроприация лошадей различными армиями привела к сокращению их численности в губернии в пять раз. Новые хозяева барских конюшен начинали работать почти с нуля. В августе 1918 года была сформирована чрезвычайная комиссия по сохранению породистых лошадей. Но из-за нехватки квалифицированных специалистов многие породные линии пересеклись.

Из крестьянских хозяйств создавались кооперативные коневодческие товарищества. Первыми конными заводами новой России, получившими моровую известность, стали Лавровский и Новотомниковский заводы Тамбовской губернии, Шаховской и Прилепский Тульской, Старожиловский Рязанской, Хреновской Воронежской губернии и некоторые другие. В Тамбовской губернии вновь начали проводить конные выставки-ярмарки. В День урожая и коллективизации 14 октября 1920 года прошла первая из них. На тот период в стране было уже 30 конезаводов и 28 ремонтных заводских конюшен. В конце 1923 года начали работу еще 11 конезаводов, где насчитывалось приблизительно 8 тысяч породистых лошадей. На выставках-ярмарках, набиравших обороты с каждым годом, распространялись последние достижения зоотехники, определялись чемпионы породы, получали дипломы и премии лучшие работники. Выставки перестали проводиться в 1972 году. Хотя уменьшение численности лошадей, наоборот, нуждается в более тщательном отборе для восстановления поголовья, удовлетворяющего требованиям сегодняшнего сельского хозяйства и спорта.

В то время беговые испытания проводились и в других городах Тамбовской губернии – Козлове (современном Мичуринске), Токаревке, Моршанске. В них участвовали лошади местных совхозов и колхозов. Но в 70-е годы прошлого века бега там прекратились. В 1922-23 годах вновь начали комплектоваться заводы. Но еще длительное время у тамбовского ипподрома не было своих конюшен и нужного числа денников для содержания привезенных на бега лошадей. Их арендовали у Государственной конюшни.

Огромный ущерб коневодству нанесла Великая отечественная война. За ее годы погибло 8 миллионов лошадей. Элитных представителей пород из конезаводов Белоруссии и Украины оккупационные войска вывезли в Германию. Лошадей, которых удалось вывезти с оккупированных территорий, распределяли по конезаводам и Государственным конюшням в глубоком тылу. В 1943-45 годах чистопородные лошади были эвакуированы в Тамбовскую государственную заводскую конюшню. За доставкой лично следил маршал Буденный. В 1946 году, с назначением нового директора А.Ефремова, началась крупная реконструкция ипподромного хозяйства, при котором была возведена новая трибуна для посетителей. В конце 50-х годов на ипподроме было испытано свыше 1500 племенных лошадей. Тамбовский ипподром за годы советской власти неоднократно перестраивался. В 70-х годах прошлого века его заново отстроили из кирпича. Здесь были возведены двухъярусные трибуны на большее количество зрителей. Обслуживанием ипподрома занималось семь тренировочных отделов на 150 лошадей. Частным владельцам было продано 24000 лошадей, реконструировано 15 племенных конеферм. В 60-е годы началось укрупнение и механизация сельскохозяйственных предприятий, из-за чего едва не исчезли уездные ипподромы. «Лишние» животные забивались и шли на добавки к кормам птице и свиньям. Сберегли отрасль от уничтожения, утвержденные после отставки Хрущева постановления ЦК КПСС и Минсельхоза о необходимости роста производства спортивных и племенных лошадей.

В областных хозяйствах поголовье лошадей выросло до 53 тысяч. В начале 80-х годов наступил расцвет коневодческих хозяйств Тамбовской области. В настоящее время коллективом Тамбовской государственной конюшни и ипподромом делается все возможное для поддержания рабочего состояния предприятия. Но финансовая и производственная работа ипподрома находится в прямой зависимости от деятельности конезаводов, которые сейчас переживают не лучший период. Тот же фактор стал причиной упадка курского и пензенского ипподромов. Распродается имущество ипподрома в Раменском, дорожка которого считается лучшей в стране. Ежегодно уменьшается численность коневодческих хозяйств, лошади которых участвуют в бегах на тамбовском ипподроме. Из 10-15 крупных коневодческих хозяйств, работавших с ипподромом имени Буденного, активно действуют лишь 1-2. Рост цен на корма, материалы, энергоносители и продукцию всемирно известных Лавровского и Новотомниковского конезаводов, стал причиной продажи по копеечным ценам чистокровных лошадей для хотя бы минимальной поддержки производства.

Невзирая на оптимистические утверждения ряда руководителей сельского хозяйства, даже неспециалистам понятно, что промышленное коневодство в стране находится на грани исчезновения. С огромной скоростью снижается в Тамбовской области поголовье чистокровных лошадей – до 800 животных в год. При этом спрос на племенных чистопородных лошадей в сельском хозяйстве и спорте постоянно растет.

Сейчас работу государства в отрасли коневодства с успехом заменяют частные предприниматели. Одновременно с этим у сохранивших производственные возможности племенных хозяйств есть перспективы для деятельности в качестве государственного унитарного предприятия под ведомством федерального объединения «Росплемконезавод». Оба варианта предполагают сохранение определенной независимости от опрометчивых и неосновательных решений местной хозяйственной администрации. В то же время весомые достижения тамбовской конноспортивной команды на зональных и межрегиональных соревнованиях в который раз служат доказательством наличия необходимого потенциала. Для его эффективной реализации необходимы инвестиции. Российское коневодство в развитых европейских и азиатских государствах не имеет достойных конкурентов. Лошадь, это умнейшее животное, способна приносить своему хозяину существенную прибыль.