Тамбов
Информационный сайт портал Тамбовской области
г. Тамбов и Тамбовская область
Тамбовский лес
Город Тамбов
Тамбовская область
Работа
Места отдыха
Магазины
Достопримечательности
Исторический экскурс
Природные ресурсы
Коневодство
Сельское хозяйство
Новости
Погода
Контакты
 
 

   
   
Добавить информацию

Дуб черешчатый в Тамбовском лесу

Дуб черешчатый из всего семейства этих деревьев, имеет самое важное экологическое, хозяйственное и лесосырьевое значение. Сейчас этот дуб остался единственным аборигенным видом на Русской равнине, в пределах России. Остальные аборигенные виды распространены на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

Дуб черешчатый распространен по всей Западной Европе, югу Скандинавии и Малой Азии.

Характерными чертами его распространения являются:

Его ареал непостоянен и склонен к смещению от северных границ к центру. Даже в наиболее благоприятных для него условиях мало значительных лесных массивов, в которых дуб черешчатый является доминирующей породой. Чаще всего он образует небольшие урочища. Самыми большими массивами на территории Российской Федерации являются Шипов лес и Таллермановская роща.

В южном и северном направлениях дуб распространяется по поймам рек. На возвышенных местах между реками его границы сдвигаются на 100-150 километров к центру области распространения.

В лесных массивах Тамбовской области, как и во всех лесах России, на протяжении многих лет леса вырубались для нужд земледелия, по ним прокладывались транспортные и торговые пути, использовались в больших количествах для судостроения, продавали древесину и за рубеж. В конечном итоге площадь лесистой территории области сократилась с 30-40% до 7-10%. Прежде всего, вырубались именно дубовые леса, поскольку спрос на высококачественную древесину всегда был повышен, и, помимо этого, под дубовыми насаждениями очень плодородные почвы, которые использовались для сельскохозяйственных посевов.

По историческим данным, в период расцвета деревянного кораблестроения, дубравы Тамбовской области стали основным строительным материалом. Ежегодно строилось около 6-8 тысяч судов, на сооружение одного судна использовалось от 300 до 500 деревьев. Практически все лесные массивы Тамбовщины были отнесены к категории корабельных. Это подтверждают и цифры – за зиму 1815-1816 годов в одной Тамбовской губернии заготавливалось корабельного леса на площади, большей, чем в Вятской, Нижегородской, Оренбургской и Саратовской губерниях вместе взятых. Тамбовскую древесину использовали для судостроения на Балтийском, Черном и Каспийском морях. В 1787 году в тамбовских лесах действовало шесть лесопильных заводов. За один лишь 1786 год было построено 142 крупных корабля и множество мелких плавсредств. За 200 лет, считая с конца 17 столетия, площадь лесов Тамбовского края уменьшилась почти в два раза.

Таким образом, для нужд судостроения тамбовские леса в течение двухсот лет активно вырубались, причем спиливались самые ценные и крепкие деревья, с высококачественной древесиной. Оставались деревья с плохой наследственностью и биометрической характеристикой стволов, с древесиной некачественной структуры. Это вело к нарушению генофонда лесов, уменьшению их экологической устойчивости, преобладанию деревьев с плохими хозяйственными и наследственными характеристиками.

Однако с завершением эпохи деревянного судостроения потребность в высококачественной дубовой древесине не только не уменьшилась, но и, напротив, увеличилась, поскольку возникли новые области ее применения и возросли объемы традиционных отраслей производства – строительства, виноделия, изготовления мебели. Практически три столетия тамбовские дубравы постоянно вырубались, и в конечном итоге был в корне подорван лесосырьевой потенциал и значительно истощен генетический фонд. Сегодня дубовые леса выполняют, в первую очередь, климаторегулирующую, средозащитную функцию, выступают в роли хранителя биологического многообразия экосистемы центральной России.