Тамбов
Информационный сайт портал Тамбовской области
г. Тамбов и Тамбовская область
Недвижимость
Путеводитель по г. Тамбову
 
 

   
   
Добавить информацию

Условия выживания тамбовской торговли

В 2007 году в Тамбове начали работу сразу множество крупных магазинов, среди которых торгово-развлекательный комплекс «Фестиваль-Парк», занимающий площадь 11,75 тысяч квадратных метров, гипермаркет «Линия», занимающий площадь 8,3 тысячи квадратных метров, магазин «Стройдепо», занимающий площадь 4,8 тысяч квадратных метров и ряд других, положивших начало новому этапу в отечественной торговле.

В одном только Липецке, где сеть федеральных магазинов начала создаваться значительно раньше, открыты магазины под маркой тридцати международных и федеральных компаний. В Тамбове в текущем году начнут работу торгово-развлекательный комплекс площадью 17 тысяч квадратных метров по улице Чичерина, супермаркет «Магнит», площадь которого 6,3 тысячи квадратных метров, торговые центры по улице Сенько, Магистральной, Студенецкой и другие.

Относительно медленные темпы прихода в Тамбовскую область крупных ритэйлеров связаны, во-первых, с размерами города – в первую очередь начинают освоение с крупных городов, во-вторых, с тем, что администрация области старалась сдержать развитие в регионе крупных компаний, дав возможность встать на ноги и стать конкурентоспособными своим торговым предприятиям. В настоящее время в регионе открыто 20 магазинов сети «Эконом», 14 магазинов сети «Лига Плюс», 7 магазинов «Пряники дешево», региональные супермаркеты «Южный» и «Улей».

Местные предприниматели высказывали опасения, что с приходом в регион сетей федеральных магазинов начнется передел рынка торговли, в то время как представители областной администрации надеялись, что это станет новым этапом в развитии торговли, способным увеличить налоговые поступления в бюджет. Однако надежды властей не оправдались – сетевые магазины отчисляют налоги по месту государственной регистрации, в результате органы местной власти теряют существенную часть доходов, причем, не стоит рассчитывать и на увеличение налоговых поступлений на доходы физических лиц, поскольку сотрудников сетевых организаций хорошей заработной платой не балуют.

Тем временем, опасения предпринимателей оправдались – даже небольшое число сетевых магазинов поставило под угрозу существование малого бизнеса, составляющего сейчас около 70% общего объема розничной торговли. Эта проблема поднималась и на научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития розничной торговли в Тамбовской области», которая прошла в мае этого года.

При освоении региона сетевыми организациями возникают две серьезные проблемы, одна из которых – выживание с рынка мелких магазинов, а порой и хорошо развитых региональных сетей, что связано, в первую очередь, с их более высокими ценами. Благодаря большим объемам закупок, организованным поставкам и системе скидок, сетевые компании работают в наиболее выгодных для себя условиях, в то же время предлагая клиентам товар по более низкой цене.

Еще одной проблемой, ставшей уже актуальной и для тамбовских производителей, являются жесткие условия сотрудничества с сетевыми организациями – им невыгодно связываться с небольшими объемами продукции, поставляемыми региональными предприятиями, поскольку собственный ассортимент представлен достаточно широко. В результате местным производителям зачастую приходится соглашаться на любые, даже не слишком выгодные для себя условия.

В каждом регионе стараются найти собственный выход из сложившейся ситуации. В Липецке, к примеру, создаются объединения мелких магазинов, позволяющих договариваться о поставках крупных партий продукции на тех же условиях, что и для сетевых организаций.

Работа в этом направлении ведется и в Тамбовской области – магазины малого формата планируется разместить на льготных условиях, для чего будет создан перечень муниципальной недвижимости для аренды ее представителями малого и среднего бизнеса. А для успешной реализации продукции региональных предприятий с крупными сетевыми компаниями было подписано соглашение, в котором оговорено, что местные продовольственные товары должны составлять не менее 10-20% от общего объема продаж.

Конечно, это стало лишь началом работы по поддержке малого и среднего бизнеса. Готовящийся сейчас закон о торговле дает надежду, что доля присутствия на рынке сетевых организаций существенно уменьшится, что позволит федеральной антимонопольной службе влиять на их работу. Кроме того, ожидается, что при создании закона будет учтен зарубежный опыт – во многих странах сетевые магазины могут находиться лишь на окраинах городов, с числом жителей не менее 40 тысяч человек.